Главная Информация о Непале
Организация поездки в Непал
Спрашивайте - отвечаем!
Карта сайта

Основы Буддизма

1 2 3 4

Как общее правило, люди возвращаются на Землю до тех пор, пока сознание их не перерастет земного уровня. Будда указывал, что существуют целые системы миров различных качеств, высших и низших, и что обитатели их, в своём развитии, вполне соответствуют мирам, ими населяемым. Мир, в котором данный человек должен проявиться, так же как и качество самого перевоплощения, решается преобладанием в нём положительных или отрицательных качеств, иначе говоря, научным языком, — рождение это будет контролировано его истинным тяготением, или своею кармою — скажут буддисты.

Подобно проступку, раскаяние есть действие. И это действие имеет последствия, которые могут уравновесить последствия проступка. Будда говорил: “Если содеявший зло человек осознает свою ошибку, раскается и будет делать добро, сила наказания истощится постепенно, подобно болезни, постепенно теряющей своё губительное воздействие по мере испарины больного”.

Карма есть мысль, потому качество мышления может изменить и даже совершенно освободить человека от воздействия кармы. Если бы поступки всегда нагромождались один на другой, человек был бы заключён в свою карму как в заклятый круг. Но, уча, что существует состояние сознания, которое может уничтожить воздействие содеянных поступков. Будда указал возможность прекращения страданий мира. Воля и энергия — властители кармы. Из всего сказанного ясно, что закон кармы и закон перевоплощения неделимы, ибо один является логическим следствием другого.

 

Некоторыми западными учёными принято было рассматривать буддизм как учение отчаяния и бездействия, что совершенно не отвечает его основному характеру.

Будда, как истинный вождь общего блага, бесстрашно раскрыл человечеству истинные опасности существования, и в то же время указал путь, как избежать их: путь этот — знание. Кто же назовёт человека, остановившего вас на краю пропасти, пессимистом?

“Существа живут в доме, объятом пламенем, и, тем не менее, они не испытывают ни боязни, ни ужаса. Они не знают; они беспечны; они не пугаются; они не стараются спастись; они развлекаются и снуют в разные стороны в этом тройственном мире, подобном дому, охваченному пламенем”.23

“Глупцы думают, что страдания заключаются лишь в болезненном ощущении. Воистину, чувства их извращены. Они уподобляются больному, представляющему себе, что сахар горек. Пушинка шерсти, опускаясь на руку, неосязаема, но проникая в глаз, она причиняет сильную боль. Ладонь — это невежественный человек, глаз — это мудрец. Лишь мудрый глубоко потрясён зрелищем страдания мира”.24

Если кто после этих заявлений назвал бы Будду пессимистом, то уподобился бы тем невежественным людям, которые убивают врачей, приезжающих делать им целебные прививки. И те же люди, склонные приписать учению ноту отчаяния, приводят утверждение Благословенного: “Я разрушитель старости и смерти. Я лучший из врачей. Я владею наивысшим средством”.25

“Пейте, трудящиеся, пейте лекарство истины и, принимая его, живите. Испив его, вы победите старость и смерть”.14

Приводим авторитетное мнение главного настоятеля монастырей Камакуры Соэн Сяку: “Буддизм есть наиболее рациональное и интеллектуальное учение мира”.26

Учение Будды, проникнутое по своему построению утверждением самодовлеющей человеческой сущности, в космическом размахе устремления к дальным мирам, полно истинного величия и красоты.

Естественно может явиться вопрос — как же Учитель помнил о красоте в её земных проявлениях? В Махапариниббана-сутте указывается, что даже перед отходом мысли Учителя были устремлены к прекрасному, вспоминая красоты лучших мест, им пройденных: “Прекрасна Раджа-гриха, вершина Коршуна, скала Разбойника; прекрасны рощи и горы”. “Вайшали — какое это прекрасное место!”4


Все древние философские учения утверждали закон кармы и закон конечного освобождения. Но ценность учения Будды в том, что, не нарушая в основе все эти научно-философские положения, оно обратилось к земле, к земному труду, указывая, что лишь путём реального, напряжённейшего труда и саморазвития можно достичь истинного прогресса, и тем самым установило эволюционность человечества, как органической части Космоса.

Слово поток, так часто употребляемое Буддою в приложении к Космосу и к человеческому существованию, есть не что иное, как наше понятие, выраженное словом эволюция.

“Контакт космического преобразования с психической энергией рождает состояние счастливого потока” — так говорил Будда.

Насколько прежние учения могли быть характеризованы отрывающими от земли, настолько Будда явился истинным пахарем земли, утверждая основу сознательного и реального труда. И формула, что всё достигается лишь личными усилиями, лишь человеческими земными руками и ногами, красною нитью проходит через всё учение. И в этом заключается неповторяемая особенность ценности учения и труда Гаутамы Будды.

Нет более прекрасного воззвания к миру, чем это постоянно повторяющееся утверждение: “Братья, я не предлагаю вам никаких догм, и я не требую от вас верить в то, во что веруют многие другие. Только к самостоятельному просветлению призываю я вас; пользуйтесь собственным умом, развивайте его, не позволяйте ему тупеть. Я заклинаю вас — не уподобляйтесь хищным зверям или глупым овцам. Я молю вас — будьте здравомыслящими людьми, людьми, трудящимися неустанно для овладения истинным знанием, которое превозможет страдание”.

Нас не занимают позднейшие нагромождения около буддизма, только основы, завещанные самим Учителем, нужны для будущего. И в этих основах можно видеть учение, не только проложенное железной волей, но и запечатленное ступенями хождений долгих.

Можно изумляться, какими доводами поверхностные исследователи показали учение Будды как отчаяние. Ведь это — ложь! Песнь величия труда, песнь победы человечества, песнь суровой радости!

Учение Будды можно назвать опытом трудовой общины.

Не только понимание буддистов, но и все справедливые умы должны оценить камень труда Будды.

 

С самого начала делалось различие между смыслом и буквою. Учитель говорил: “Знание не есть буква, но дух”.

“Слово Будды отлично от буквы. Учитель сообщает истину ученику, но обладать ею он может лишь после глубокого, личного её осознания”.

По словам учёных буддистов, данные, на которых основано учение, отвечают всем требованиям разума, но смешивать который с ограниченным рассудком невежественного человека было бы крайне нелепо.

 

До нашего времени сохранилось достаточно буддийских преданий, более или менее достоверных, чтобы, по крайней мере приблизительно, знать характер речей Учителя. Из этих преданий мы знаем, что Учитель никогда не колебался в ответах на предлагаемые ему вопросы. В древних сборниках слов Будды, прежде всего, замечается необычайная краткость и чёткость выражений. Сутры есть не что иное, как афоризмы или краткие изречения Будды, заключавшие в себе философские и нравственные положения учения. Афоризмы Будды сохранили свою краткость в буддийских преданиях, но уже с присоединением пояснений.

Яркость учения Будды также заключалась в силе его простых выражений. Никогда он не применял стихов. Именно, подобно льву рыкал он о чистоте жизни. Никогда не проповедовал, но лишь разъяснял при случае, пользуясь притчами для углубления данного совета. В Сарнатхе встал на лежавшее колесо, и сравнение было жизненно.

Будда заповедал своим ученикам всегда излагать учение на народном, разговорном языке и сурово осуждал всякую попытку кодификации учения на искусственном литературном языке.

В буддийских традициях имеются данные о хождении Учителя за пределы современной ему Индии, в Тибет, Хотан и Алтай.


Традиция буддизма иметь при своих общинах обширные школы с философскими, медицинскими, математическими, астрономическими и прочими курсами является прямым следствием заветов Учителя, указавшего, что “невежество есть пятно, более других пятнающее человека”.

Школы буддийские, так же как и точный состав их книгохранилищ, посторонним мало известны, но каждое новое сведение служит к расширению западных понятий о внутреннем строении буддизма. Без языка, без знаний, без доверия никто не проникнет в эти твердыни, которым так близка Сангха — община.

Не забудем, что слово лама означает учитель, а не монах, как по незнанию часто принято считать. Издревле учёные ламы переписывают и печатают с резных досок книги и являются очень искусными художниками, при полной анонимности авторства. Уважение к книгам и книгохранилищам является традиционным в Тибете. Среди учёных лам существует обычай проигравшего в учёном споре запирать в библиотеку.

Возвращение к древней Винае — кодексу нравственных и общинных постановлений буддизма, стоит всегда, а особенно теперь, ближайшей задачей общинных собраний.

Известный учёный в своей лекции, прочитанной им на выставке буддийских предметов в Петрограде, говорил: “Не можем не сказать в заключение, что основные стороны буддийского философского учения, будучи правильно поняты и переложены на наш философский язык, обнаруживают замечательную близость как раз к самым последним, самым новейшим достижениям в области нашего научного миросозерцания. “Мироздание без Бога”, “психология без души” (вернее было бы сказать — психология вечно изменяющейся души), “вечность элементов материи и духа”, что является лишь особым выражением закона причинности; наследственность, жизненный процесс вместо бытия вещей; в области практики — отрицание права частной собственности, отрицание национальной ограниченности, всеобщее братство всех людей...; наконец, общая всем нам необходимая, неизбежная вера в то, что мы движемся и должны двигаться к совершенствованию независимо от Бога, души и свободы воли, — вот основные черты как буддийского, так и нашего современного, новейшего миросозерцания”.

Именно, учение Будды опровергает существующее заблуждение, что эволюция незыблема и закон её действует безотносительно. Мы знаем, что всё живёт и действует индивидуально, значит, должна быть особая координация и дисциплина, чтобы созвучие не нарушалось. Сказать, что человек должен развиваться независимо от того, что сам он является частью общего плана эволюции, — значило бы отвести человеку роль лишь мяча судьбы. К сожалению, мы должны указать, что последние слова уважаемого лектора — “мы движемся и должны двигаться к совершенствованию независимо от... свободы воли” — находятся в прямом противоречии к основному принципу учения Будды, по которому для достижения усовершенствования и высшего сознательного существования требуются совершенно личные, сознательные усилия и постоянный труд над собою, что возможно лишь при свободной воле.

 

Сопоставим буддизм и современную науку. Бросается в глаза, что именно буддисты наиболее склонны ко всем эволюционным достижениям. Конечно, это качество было вложено их основным учением. Знакомясь с основами, видим, насколько утверждения Учителя подтверждаются достижениями современной нам науки. Что Эйнштейн достиг путём опыта, то тех же результатов достигли древние буддисты чисто умозрительным путём.

Ещё раз повторяем, что буддизм нельзя рассматривать как религиозное откровение, ибо Гаутама Будда утверждал своё учение как познание вечных истин, которые так же точно утверждались его предшественниками.

Гаутама учил, что всё существующее произошло из Акаши, или первичной субстанции, в повиновение присущему ей закону вечного движения, и после известного периода существования вновь разлагается.

“Ничто не может произойти из ничего”. Буддисты не верят в чудеса, следовательно они отрицают создание и не могут представить себе создание чего-то из ничего.

“Ничто органическое не вечно. Всё сущее находится в состоянии постоянного движения, претерпевая изменения и поддерживая беспрерывность согласно закону эволюции”.

“Мир существует причиной. Всё существует причиной. Все существа связаны причиной”.8

Говоря о постоянной изменяемости видимого нашими грубыми органами мира и его разложении, буддизм указывает, что эти разложения временны — периодичны; ибо по принципу эволюции, направляемому законом кармы индивидуальной и коллективной, мир исчезающий в свою очередь выявит новый мир со всем его содержанием, подобно тому как наша Вселенная была проявлена из первичной субстанции — материи.

Отрицая чудеса, Учитель указывал на скрытые силы в человеческой природе, которые, при развитии их, могут производить так называемые чудеса.

Система развития этих сил изложена в буддийских книгах и известна под названием науки Иддхи-видха, причём указывается на два вида проявлений этих сил и на два способа достижения их. Один, низший вид, достигается путём разных аскетических и других физических упражнений. Другой, более высокий и исчерпывающий все возможные явления, достигается силою внутреннего развития.

Первый вид развития сил непрочен и может быть утерян, тогда как внутреннее развитие никогда не может быть утрачено. Овладение им достигается, следуя указанному Буддою благородному Пути.

Все эти скрытые силы развиваются в человеке постепенно, и обычно сами собою, по мере преодоления человеком низших проявлений своей природы в целом ряде прежних жизней.

Для развития сил высокой степени необходимы четыре условия:

1) воля,

2) её применение,

3) умственное развитие,

4) распознавание между истиной и заблуждением.

Человек, обладающий этими силами или знанием, умножая силы природы, может произвести самые необыкновенные чудеса, то есть, другими словами, произвести любой научный опыт. Будда не поощрял подобных выявлений сил, ведущих лишь к смущению умов, незнакомых с присущими этим выявлениям принципами, и создающих тяжкую атмосферу насильственно потревоженных стихий.

В Махапариниббана-сутте говорится о необыкновенном свете, исходившем из тела Будды, который был замечен его ближайшим учеником Анандой. Учитель указал, что при двух обстоятельствах подобное физическое излучение может быть видимо физическим глазом:

1) во время великого просветления человека, ставшего Буддою;

2) в ночь, когда подобный человек — Будда — окончательно уходит.4

Изучая буддийские источники, можно найти много ценнейших указаний об этом чисто физическом явлении излучения. Указывается светящаяся, тончайшая материя, окружающая человека и являющаяся ближайшим внутренним фактором человеческих постижений. “Материя эта необычайно тонка, подобна сиянию алмаза, невесома, несжигаема и исчезает без остатка после смерти. И тем не менее она атомична”.

Излучение это сейчас известно европейцам под названием аура. Излучение это совершенно естественно, и было доказано научно, что не только все человеческие и животные организмы, но деревья, растения и даже камни обладают им.

 

Первым из учёных, указавшим на эту особенность, был барон Рейхенбах; он доказал, что это излучение совершенно естественно. Опыты эти подробно изложены в его “Исследованиях 1844-45 г.”.

Также д-р Барадюк в Париже снимал фотографии с этого излучения, а сейчас в Лондоне, Америке и Берлине отделы при научных институтах посвящаются изучению человеческих излучений — аур. Было доказано, что излучение это бывает разнообразных оттенков, распространяется в объёме и усиливается в напряжении света соответственно духовному и интеллектуальному развитию человека. Отмечены такие явления, как внезапные вспышки цветных лучей, выходивших из оплечий, но происхождение подобных вспышек не нашло ещё объяснения в науке. Обращено внимание на уменьшение силы света излучения при болезненном состоянии организма.

В своей книге “Магнитная аура космического человека” Мар-Галитту (г-жа Рейман) пишет: “Профессор Юревич из Москвы указывает на Y-лучи человеческой ауры как на недавно открытые и весьма мощные невидимые излучения. После десятилетнего детальнейшего опыта проф. Юревич представил результаты своих исследований Международному психологическому конгрессу в Копенгагене.

Разница между человеческими эманациями и излучениями радия и рентгеновскими лучами заключается в том, что эманации человека гораздо тоньше и могут проникать через плотные стены, тогда как лучи рентгеновские и радия находятся в зависимости от определённой плотности тел, через которые они проникают. Так, эманации эти преображают газовые струи, обычно не являющиеся проводниками, в замечательные проводники магнитной силы. Но их дальняя проводимость является главным основным свойством Y-лучей. Вне всякой зависимости от расстояния и плотности, эти газовые струи приобретают качество проводимости под воздействием человеческих эманаций. Их дальняя проводимость и проникающая сила обусловлены космическим контактом человеческих эманаций, и потому допускается, что они обладают более мощным воздействием, нежели все другие лучи.

Кроме дальней проводимости и мощи проникновения Y-лучи, проходя через плотные препятствия, могут производить и механические действия. Так, проникая через толстые металлические пластинки, Y-лучи производят молекулярные отложения, как только лучи направлены сознательно-концентрированным способом. Во время определённых опытов они вызывают преломление световых волн. Также они могут быть фотографируемы. Y-лучи ауры лежат в основании левитации и телекинетических феноменов. Труд проф. Юревича озаглавлен „Y-лучи как проводники биофизической энергии" и содержит пятьдесят фотографий его опытов”.

Также в 1920 году вышла книга "Human atmosphere" (аура) Вальтера Кильнера. Кильнеру удалось при помощи определенного химического состава, накладываемого на стекло, через которое он смотрит, уловить очертания ауры наблюдаемого объекта.

 

Современная теория гипнотического внушения может быть найдена в следующем предании о Чуллапантхаке в палийских Комментариях на Дхаммападу.

"Чуллапантхака был учеником, овладевшим некоторыми силами. В тот же самый день Будда послал за ним. Когда посланный достиг общины, он увидел триста учеников, сидевших в одной группе, и каждый из них был точным воспроизведением другого. На его вопрос: "Где Чуллапантхака?" все триста как один ответили: "Я Чуллапантхака". Посланный в полном смущении вернулся к учителю, но Будда велел ему немедленно вернуться, и, если подобное повторится, схватить за руку первую фигуру, которая назовется Чуллапантхака, и привести к нему.27 Учитель знал, что ученик захочет проявить свою приобретенную силу, внушив созданию посланного иллюзорное изображение самого себя. Сила эта называется маномайя-иддхи, и, чтобы проявить ее, Чуллапантхака должен был ясно, отчетливо представить в уме свое изображение, а затем внушить его в желаемом количестве сознанию пославшего.

Таким же образом современные научные данные поддерживают теорию кармы, изложенную в буддизме. Современная наука учит, что каждое поколение людей является наследником отличительных особенностей предыдущих поколений, и не только в массе, но в каждом индивидуальном случае.

Психология находит себе полное основание в том исключительно сугубом внимании, которое Будда уделял мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические процессы в буддизме тесно связаны с физиологией.

Буддизм не проводит определённой черты между психическими процессами и материей. Психические процессы рассматриваются как проявления тончайших свойств материи.

В Диалогах Будды (часть 2) встречается указание на существование умственного тела, наряду с физическим, являющегося точным воспроизведением последнего. И это тонкое тело может быть выделено по желанию и может проявлять деятельность на дальних расстояниях.

“Сосредоточив таким образом свой ум и будучи вполне очищенным, совершенно свободным от скверны, и готовым к действию, твёрдым, невозмутимым, бхикшу направляет его к вызыванию своего умственного тела. Он вызывает из физического тела другое, тонкое тело, имеющее форму, состоящее из мыслительного вещества, имеющее все члены и части и все органы, соответствующие телу физическому. Это выделение напоминает как если бы человек вытягивал тростник из его оболочки. Он знает, что это тростник, а это его оболочка, и что тростник одна вещь, оболочка же другая. Именно из оболочки добывается тростник; точно так же и бхикшу выделяет из своего тела другое тело, имеющее форму и состоящее из вещества мысли, имеющее все члены и части и все органы”.17

Утверждая неуничтожаемость энергии, Будда рассматривал всё сущее как агрегаты тончайших энергий.

Для современного нам физика движущей силою является материя, ибо восприятие материи человеком есть ответ его чувств на вибрацию энергии.

Что есть дхарма, как не энергия и вибрация?

Дхармы, по буддийскому учению, существуют для нас в силу их воздействий; все наши восприятия суть, прежде всего, дхармы.

Потому, переводя эту формулу на современный язык, мы можем сказать, что все наши ощущения являются исключительно действиями энергии, и энергия есть единая реальная сущность. Именно, современное энергетическое мировоззрение приближает нас к учению Гаутамы Будды.

Точно так же утверждения Благословенного о действии мысли на расстоянии предваряют наши изыскания в области телепатии и передачи мысли на расстоянии и беспроволочного телеграфа. Раз мысль есть энергия, то, как таковая, она подчинена тому же закону в своём действии, как и всякая иная энергия. Мы знаем, что волны Герца распространяются на тысячи миль без всяких проводов и могут быть уловлены любым согласно настроенным приёмником. Почему же тогда человек не может послать мысль — энергию, которая вызовет тождественные вибрации в человеке, восприимчивом к ним?

Итак, Будда является нашим предшественником во многих областях знания.

Будда также указал на различие между очевидностью и действительностью. Его сравнение очевидности с миражом или иллюзией (майя) годится для любой современной беседы.

Если эта великая мудрость будет изучаться непредубеждёнными умами в правильном освещении, она обогатит достояние и сознание человечества многими бесценными жемчужинами.

Философию буддизма можно назвать анализом отдельных элементов, вступающих в сочетание при образовании определённого индивидуального потока. Индивидуальный поток слагается и питается бесчисленными проявлениями человека на земле, в других планах и других мирах. Впитывая все особенности каждого проявления, поток этот растёт возможностями, видоизменяется, оставаясь вечно самодовлеющим. Истинная индивидуальность, истинное бессмертие заключается в осознании своего истинного Я, сложенного бесчисленными сочетаниями человеческих проявлений.

“Все заботы о личности тщетны; чувство личности есть мираж, все несчастья, постигающие её, прейдут. Они исчезнут, как кошмар, когда спящий проснётся”.18

Человек в буддизме не несчастный пигмей, каким он является в представлении западного мышления, но владыка миров. Будучи частью и отображением Космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях.

Данные о мироздании, о существовании бесчисленных мировых систем, в вечном эволюционном движении проявляющихся и распадающихся, утверждения об обитаемости многочисленных миров и о полном соответствии организмов, населяющих эти миры, со свойствами и строением их планеты, совпадают с теми научными проблемами, которые сейчас тревожат умы истинных учёных.

Итак, современная наука, совпадая с утверждениями основного буддизма, подтверждает всю реальную сущность этого впервые запечатленного учения о реальности жизнетворчества великой материи.

Воздадим должное почитание этому великому Уму, который мощным духом проник в самые основы Бытия, разрешил проблемы жизни и указал на цель эволюции как сознательное сотрудничество с Космосом и общение с дальними мирами.

 

Ни одно учение не предусматривало развитие будущего с такой ясностью, как буддизм. Наряду с почитанием Будды, в буддизме развито почитание Бодхисаттв — будущих Будд. По преданию, Гаутама, перед достижением состояния Будды, в продолжение многих веков был Бодхисаттвой. Слово Бодхисаттва состоит из двух понятий: Бодхи — озарение или пробуждение, и саттва — сущность. Кто же эти Бодхисаттвы? Ученики Будд, добровольно отказавшиеся от личного освобождения и, по примеру Учителя, вступившие на долгий, тягостный, тернистый путь помощи человечеству. Подобные Бодхисаттвы проявляются на Земле среди самых различных жизненных условий. Физически ничем не отличаясь от остального человечества, они совершенно отличны по своей психологии, неизменно являясь носителями принципа общего блага.

Будда, устремляя все возможности к утверждению эволюции, заповедал своим ученикам почитать Будд будущих более, нежели Будд прошлого. “Так же как почитают молодой месяц больше, нежели полную луну, так же кто имеет веру в меня, должен почитать Бодхисаттв более, нежели Будд”.28

Подобного действенного примера самоотречения история нигде нам не указала. По словам предания. Благословенный утвердил своим преемником Бодхисаттву Майтрею.

“И сказал Благословенный Ананде: „Я не первый Будда, который пришёл на Землю, также не буду я последним. В должное время другой Будда восстанет в мире, Сокровенный, высшего озарения, одарённый мудростью, счастливый, вмещающий всю Вселенную, несравненный Вождь народов, Повелитель Дэв и смертных. Он откроет вам те же вечные истины, которые я преподал вам. Он установит свой Закон, преславный в его началах, преславный в его апофеозе и преславный у цели в духе и слове. Он возвестит праведную жизнь, совершенную и чистую, какую проповедую сейчас и я. Его ученики будут исчисляться многими тысячами, тогда как мои лишь в сотнях".

И спросил Ананда: „Как узнаем мы Его?"

Благословенный сказал: „Имя Его будет Майтрея"”.18

Грядущий Будда, Майтрея, как указывает его имя, — Будда Сострадания и Любви. Этот же Бодхисаттва, в силу присущих ему качеств, часто именуется Аджита — Непобедимый.

Интересно отметить, что почитание многих Бодхисаттв нашло развитие только в школе махаяны; тем не менее, почитание одного Бодхисаттвы, Майтреи, как преемника, избранного самим Буддою, принято и в хинаяне. Таким образом, один только Бодхисаттва Майтрея охватывает всё пространство, являясь выразителем всех чаяний буддизма.

Какими же качествами должны обладать Бодхисаттвы? В учении Гаутамы Будды и в учении Бодхисаттвы Майтреи, по преданию данном им Асанге в IV веке (Махаяна-Сутраланкара), прежде всего было отмечено максимальное развитие энергии, мужества, терпения, постоянства устремления и бесстрашия. Энергия есть основа всего, ибо в ней одной заложены все возможности.

“Будды вечно в действии; им неведома недвижность; подобно вечному движению в пространстве, действия Сынов Победителей проявляются в мирах”.

“Сильный, отважный, твёрдый в своей поступи, не отказывающийся от бремени принятия подвига Общего Блага”.

“Три радости Бодхисаттв — счастье даяния, счастье помощи и счастье вечного познавания. Терпение всегда, во всём и везде. Сыны Будд, Сыны Победителей, Бодхисаттвы в своём действенном сострадании — Матери всему сущему”.29

По всему буддийскому краю, на придорожных скалах, указывают путь изображения Майтреи. От древнейших времён и доныне это изображение созидается буддистами, знающими приближение нового века. Почтенные ламы, в сопровождении учеников, художников и ваятелей, в наши дни путешествуют по буддийским землям, созидая новые изображения символа чаяний светлого будущего.

 

Учение Будды должно быть проверено и дано на широкое пользование. В наше время странно думать об общине и не знать положений первого научного общинника. Рука Будды не знала покоя, слагая опыт мировой лаборатории. Одно то, что Будда заповедал мировую общину как эволюцию человечества, одно это сообщает его учению огненную убедительность.

В построении Будды можно двигаться по бесчисленным этажам, и двери везде будут открыты призывом общины. Точное знание Будды позволило ему определить точное состояние его современников и только в далёком будущем увидеть Общину Мира.

Уважение к Будде было таково, что никто не осложнил облик Учителя одеянием божественности. Будда запечатлелся Человеком, Учителем утверждающим. В этом львином, огненном утверждении он дошёл до предвидения Майтреи — символа века познания величия материи и утверждения великой Мировой Общины!

 

И сказал Благословенный: “Нужно различать понимающих и соглашающихся. Понявший Учение не замедлит применить его в жизни. Согласившийся будет кивать головой и превозносить Учение, как замечательную мудрость, но не применит эту мудрость в жизни.

Согласившихся много, но они, как сухой лес, бесплодны и без тени, только тление ожидает их.

Понявших мало, но они, как губка, впитывают драгоценное знание и готовы драгоценной влагой омыть скверны мира.

Понявший не может не применить Учение, ибо, понимая целесообразность, он получает его как исход жизни.

Не теряйте много времени на согласившихся, пусть сперва покажут применение первого зова”.

Так приписывают Благословенному целесообразное отношение к приходящим. (Со слов устной традиции буддистов.)

 

Значит, очищение Учения будет не только в принятии основ, но и во введении их в жизнь. Отвлечённое понимание Учения Благословенного невозможно.

Насколько оно проникает в жизнь — мы видим, как целые страны отпадали от Учения, когда оно, вместо жизненных применений, обращалось в отвлечённые трактаты. {Теперь поразительный пример такого извращения и отпадения являет Тибет. Даже учение бон усилилось, как реакция против уродливого извращения буддизма.

Таши-лама признал невозможным остаться среди предателей Учения. По его примеру отошли из Тибета многие лучшие ламы. Без этих образованных лам Тибет погряз в преступном невежестве.} Такая действительность пригодна для наблюдения, как совершается умирание Учения.

В то же время можно видеть, какую победу совершает Учение в других странах, где мыслят о приложении основ к жизни.

Ту же задачу решают последователи хинаяны, становясь терпимее.

Будда, как источник, и Майтрея, как общая надежда, объединят суровых последователей южного учения с многообразием Севера.

Окончательно выступит наиболее существенное для ближайшего будущего. Вместо расцвечений комментариев, Учение снова будет приведено в красоту ценности краткой убедительности. Новое время века Майтреи нуждается в убедительности. Вся жизнь должна быть очищена пламенем подвига!

Великий Будда, завещая Майтрею, дал путь всего существования. К этим мудрым и ясным Заветам зовёт явление новой эволюции.

Требование очищения Учения не случайно, сроки близятся. Изображение Майтреи готово подняться.

Все Будды прошлого сочетали мудрость опыта и передали её Благословенному Победителю!

 

Лама возглашает: “Да будет жизнь тверда, как адамант; победоносна, как знамя Учителя; сильна, как орёл; и да длится вечно!”

Источники

1 Ашвагхоша. Буддхачарита (Жизнеописание Будды).

2 Ангуттара-никая.

3 Махавасту.

4 Махапариниббана-сутта (Дигха-никая XVI).

5 Фо со син цзанъ цзин (китайский перевод Буддхачариты Ашвагхоши).

6 Джатаки. Ниданакатха (Введение).

7 Виная. Чуллавагга.

8 Маджджхима-никая.

9 Виная. Сутта-вибханга.

10 Шикша-самуччая (сост. Шантидэва).

11 Шантидэва. Бодхичарьяватара.

12 Сутта-нипата.

13 Самъютта-никая.

14 Милинда-паньха.

15 Дхаммапада.

16 Виная. Махавагга.

17 Дигха-никая.

 18 Кэрос П. Евангелие Будды.

19 Итивуттака.

20 Сутра из 42 статей.

21 Удана.

22 Катхаваттху.

23 Саддхармапундарика.

24 Мадхьямикавритти.

25 Лалитавистара.

26 Соэн Сяку. Проповеди буддийского настоятеля.

27 Комментарии на Дхаммападу.

28 Чандракирти. Мадхъямакаватара.

29 Асанга. Махаяна-Сутраланкара.

 

назад в раздел


© Nepal.Ru 2001

Designed by Toxa, JuKa